Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв.

Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв.

1 июля 1569 г. был подписан акт Люблинской унии, согласно которому в Европе появилось новое конфедеративное многонациональное государство – Речь Посполитая. Это период социально-сословной поляризации общества. Особенно политически возвысилась шляхта ВКЛ, которая с 1696 г. окончательно уравнялась в правах с польской. «Генриковские артикулы (статьи)» полностью узаконили систему шляхетской демократии во всех землях и провинциях, что входили в Речь Посполитую. Полученные шляхетские вольности ограничивали власть короля и давали магнатам и шляхте официальные права не подчиняться королю, когда он отказывался признавать и выполнять требования и привилегии шляхты. На белорусских землях шляхта, перенимая польские узоры общественного строя, все больше поворачивалась к «польщизне», к католицизму, к польской культуре и Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв. языку. Ополячивание господствующего класса на белорусских землях привело во второй половине XVII ст. к тому, что белорусскому крестьянину или мещанину противостоял не только пан, но уже и «лях», «папежник». Наступил раскол и по религиозному признаку. Политико-правовое соперничество конфессий усилило противостояние соответствующих групп населения, а в целом тормозило национальное белорусское развитие. Справедливости ради нужно заметить, что именно католицизм под давлением Реформации стал активно открывать на территории Беларуси и Литвы учебные центры, социальные приюты и т.д. Православная церковь в этом вопросе оказалась слабее. Просвещение, хотя и в латинско-польской форме, шло с Запада. Укреплялись права шляхты на Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв. монопольное владение землей, личную неприкосновенность, право занимать государственные должности, выбирать великого князя и короля, не платить налоги и пошлины. Представители шляхты занимали важнейшие государственные должности и места в Сенате. По сути дела, шляхта играла главенствующую роль в стране. Довольно привилегированное положение продолжало занимать духовенство. Однако между статусами католического и православного духовенства имелись значительные отличия. В высшем органе власти, Сенате, было представлено только католическое духовенство. И лишь социальная структура крестьянства оставалась такой же, как в XVI в. Общими тенденциями для всех групп феодально-зависимого населения был рост прямых и косвенных повинностей и уменьшение их земельных наделов. Кроме ежедневной панщины крестьяне выполняли Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв. и такие повинности, как гвалт, толока, сгон, подводные повинности, сенокос, жниво, пахота земли феодала. Значительное место в повинностном обложении крестьян занимали денежные и натуральные налоги. Феодальная эксплуатация тяглых крестьян частнособственнических поместий Беларуси увеличилась со второй половины XVI в. по вторую половину XVIII в. где-то в 3 раза. К тому же к концу XVI в. в Великом Княжестве Литовском окончательно оформилось крепостное право. Крепостной крестьянин был лишен возможности свободно распоряжаться личным имуществом, был объектом залога, купли-продажи. Феодал мог судить крестьянина, без разрешения пана ему запрещалось идти в наймы. Крестьяне, основные производители общественного богатства, находились на самой низкой ступени Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв. феодального общества.



Таким образом, социально-экономическая структура в Беларуси в этот период оставалась без кардинальных изменений. По-прежнему сохранялся феодально-крепостной строй. В то же время в недрах старого строя стали более выразительно проявляться капиталистические отношения. В товарно-денежные отношения активно включались как феодалы, так и крестьяне, которые, чтобы заплатить пану оброк деньгами, вынуждены были продавать часть своей продукции или идти на заработки.

Определенные изменения произошли в статусе городов. Развивалось дальше ремесленное производство, расширялась торговая деятельность. Центральной фигурой в торговле стал горожанин-купец. Начало возникать мануфактурное производство. Уже во второй половине XVIII в. на 53 мануфактурах в Беларуси было Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв. занято 2400 рабочих, большая часть которых состояла из крепостных. Строились новые дороги, мосты. Мещане, жители городов, требовали более решительных действий со стороны органов городского самоуправления – магистратов в отстаивании неоднократно подтвержденных властью сословных прав и привилегий. Так, за мещанами Городни было закреплено право избирать городского войта. В 1764 г. сойм принял решение о ликвидации в городах судебной юрисдикции шляхты и духовенства, и горожане, которые жили на юридиках феодалов, переходили под власть магистратов.

После Люблинской унии государственно-политическое устройство Речи Посполитой оставалось в значительной мере таким же, как и при персональных униях ВКЛ и Польши до 1569 г. Великое княжество Литовское сохраняло полный суверенитет. Новым Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв. было только то, что этот союз двух государств был дополнен образованием нового конфедеративного многонационального государства – Речи Посполитой. Высшими органами государственной власти в Речи Посполитой были король и сойм. Законодательная власть в стране принадлежала вальному сойму. Сойм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы (палаты депутатов). Высшей палатой сойма являлся Сенат. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхи католического духовенства, воеводы и каштеляны. Количество сенаторов доходило до 150 человек. Первое место в Сенате занимал Гнезнесский арцибискуп, примас католической церкви в Речи Посполитой. За ним сидели обычные бискупы и только потом – светские должностные лица (каштеляны, воеводы и т.д.). Сойм Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв. выбирал из числа сенаторов Королевскую раду в количестве 28 сенаторов-советников короля сроком на два года. Сенаторы-советники делились на четыре группы (по 7 человек в каждой) и трудились в Королевской раде по шесть месяцев. Низшей палатой сойма была Посольская изба. В нее входили представители (послы-депутаты) от шляхты отдельных поветов или земель конфедеративного государства, а также в небольшом количестве депутаты от мещан наиболее важных городов. Депутаты в Посольскую избу избирались шляхтой на поветовых соймиках, которые созывались за шесть недель до вального сойма. Избирательная округа посылала на общий государственный сойм от одного до восьми послов-депутатов. Общее количество депутатов Посольской избы Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв. зависело от территории Речи Посполитой. В XVI–XVII вв. оно доходило до 200, а в середине XVIII в. – до 236. Со временем Посольская изба стала главной палатой сойма. Вальный сойм созывался королем Речи Посполитой через 2 года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сойм – в Городне. Начиналась работа сойма торжественным богослужением, после чего избирался маршалок (председатель) сойма. На совместных заседаниях Сената и Посольской избы заслушивался отчет правительства о своей двухлетней деятельности и рассматривались предложения о дальнейшей работе. Затем обе палаты работали раздельно. За неделю до конца сойма проводились заседания двух палат. Разработанные и утвержденные королем постановления сойма приобретали силу Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв. законов.

Круг вопросов, обсуждаемых вальным соймом Речи Посполитой, был довольно широк. Сойм имел право решать любые вопросы государственного управления и законодательства: избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты на случай ведения войны и другие. Однако для принятия решения по обсуждаемому вопросу требовалось единогласное его одобрение депутатами сойма. Достаточно было одному депутату поставить свое «вето» (проголосовать против), и постановление не принималось. Поэтому многие решения сойма были сорваны (с 1652 по 1764 г. из 55 соймов решения 42-х были не приняты наложением «вето»). Однако, в отдельных случаях, чтобы избежать срыва принятия решения наложением «вето», депутаты объявляли сойм конфедерацией Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв. (своего рода съездом единомышленников шляхты), и тогда решения принимались простым большинством голосов.

После вального сойма по поветам созывались так называемые реляционные соймики, на которых депутаты отчитывались перед избирателями о работе сойма и своей деятельности на его сессиях. Каждый сойм имел право принять по постановлениям сойма свое решение. Более того, местные соймики самостоятельно решали свои финансовые и военные вопросы, утверждали налоги, избирали кандидатов на административные и судебные должности. Все это свидетельствовало о процессах децентрализации в политическом регулировании Речи Посполитой.

Во главе исполнительной власти Речи Посполитой стоял король, с конца XVI в. – избираемый. Правовое положение короля регулировалось общегосударственными актами – «Пакта конвента» («Pacta conventa») и Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв. «Генриковскими артикулами (статьями)», а на территории Беларуси и Литвы – Статутом 1588 г. По закону король имел право созывать вальный сойм и определять сроки его заседания, назначать должностных лиц на правительственные должности, вел отношения с зарубежными странами, назначал и принимал послов; от имени короля вершилось правосудие и т.д. В своей деятельности король отвечал перед вальным соймом. Если король поступал вопреки праву и своим обязанностям, шляхта могла не подчиняться королю и даже выступить против него. Обеспечивалась полная свобода волеизъявления шляхты при избрании короля.

Таким образом, Речь Посполитая представляла собой существенно огра-ниченную монархию. С другой стороны, король был избираемым, вся власть Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв. в стране практически принадлежала вальному сойму и поветовым соймикам, и Речь Посполитая по форме скорее напоминала республику, чем монархию. В то же время низшие сословия никаких политических прав не имели и были бесправной массой. Поэтому Речь Посполитая фактически являлась панской, шляхетской республикой, без всяких признаков демократизма.


documentaeijran.html
documentaeijykv.html
documentaeikfvd.html
documentaeiknfl.html
documentaeikupt.html
Документ Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв.