Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное.

Говоря о становлении средневековой системы сословного представительства, нам необходимо отметить образование т.н. трехчастного деления общества: bellatores (знать), oratores (духовенство) и laboratores (крестьянство). Данное деление, восходящее к символике Троицы, было отражено еще в сочинении Аврелия Августина.

Bellatores. На протяжении первого периода феодализма определение «благородный» по отношению к средним слоям постепенно исчезло, но сохранилось по отношению к той группе власть имущих с более широкими возможностями, которой государственные потрясения и сильные покровители позволили возвыситься. Феодальная знать – это социальный слой, объединенный привилегированным материальным и правовым статусом, самосознанием, ценностными ориентациями, образом жизни, но прежде всего – совей военной профессией.

Благородный человек должен был телом и духом служить Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. своему призванию воина. Именно эта черта определяет то место, какое занимали воины-вассалы среди средневековой аристократии. Война была для них смыслом жизни. Рыцарь воспринимал войну как дело чести и отправлялся на нее, порой исполняя юридически оформленное обязательство, но чаще ради удовольствия. Добыча была двойной: вещи и люди. Само собой разумеется, существовавшие нравы предполагали полное пренебрежение к человеческой жизни и человеческим страданиям.

Структурно военное сословие включало:

· высшую феодальную знать;

· средний слой – включала держателей и владельцев замков, обладавших более или менее значительной территориальной юрисдикцией

· нижнюю страту (простые рыцари; оруженосцы) - существовали за счет держаний, аллодиальной земельной собственности, а также денежных Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. феодов.

Развлечения благородных по большей части носили отпечаток воинственности. В первую очередь, таким развлечением была охота. Но она во многом была скорее необходимостью, чем прихотью. Богатые сеньоры отдавали предпочтение мясу оленей или другой крупной дичи. И именно плоды их охоты занимали важное почетное место на столах. В связи с этим большое значение приобретает и т.н. пиршество. Нарушение права заповедных лесов свидетельствует о том, как страстно рыцарство любило охотиться. Еще одним развлечением были турниры. Бои среди молодежи существовали в народе повсеместно. В любой армии имитация боев служила как тренировкой для воинов, так и забавой. Нет сомнения, что воинские объединения Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. для турниров способствовали укреплению солидарности между земляками. Однако государи не поощряли данное занятие, на которых впустую лилась кровь их вассалов. Немало рыцарей, любителей турниров, превратили сове умение сражаться в профессию, и весьма доходную. Благородные любили сражения за то, что они приносили им радость, и добычу. Наличие определенных правил поведения было еще одним отличительным признаком знати.

Довольно большое значение имело наличие у сеньора замка. Замок в Средние века представлял собой локальный политико-административный и экономический центр. Именно опираясь на него, власть распространяла отношения зависимости на крестьянское население округи. В X-XI вв. в замки переносят свои резиденции не только короли и светские Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. феодалы, но и значительная часть епископов. Тем не менее в качестве места постоянного пребывания власть предпочитала выбирать иные резиденции.



Герб представлял собой знак феодального суверенитета. Впервые герб упоминается в 1127 г. Изображения на щитах, печатях, знаменах и значках символизировали уровень феодального суверенитета их обладателя и его социальное положения.

Стоит отметить также и наличие т.н. социальных возрастов. Как правило, знатный человек за свою жизнь проходил через четыре социальных возраста:

· пажа;

· оруженосца;

· рыцаря-вассала;

· рыцаря-сеньора.

Достижение иных социальных возрастов определялось происхождением и начальными возможностями человека.

Идеология рыцарства представляет собой комплекс ценностных ориентаций и представлений, отраженных как в текстах, так Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. и в специфически ритуальных практиках. Идеология определяла как самосознание рыцарства, так и представления о его роли в обществе. Предыстория рыцарской идеологии связана с постепенным переосмыслением в христианской традиции восприятия войны и роли воинов, формированием комплекса представлений о «справедливой» войне и праведном воине, его сакрализацией. Имел определенное значение и ритуал посвящения в рыцари, который существовал наряду с ритуалом исключения из данного сословия.

Oratores.

В Средние века для огромного числа представителей духовенства не было четкого статуса, отделявшего их от людей. Духовенство было в высшей степени юридически оформленным классом, но не классом социальным, т.к. в нем сосуществовали самые различные образы жизни. Формально духовенство Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. подразделялось на секулярное (жившее в миру) и регулярное (жившее по уставу). В рамках секулярного выделялись три степени священства – епископ, пресвитер и диакон. Приходское духовенство (к нему относятся диаконы и пресвитеры) по своему образу жизни находилось ближе всего к основной массе мирян. Основу его доходов составляли т.н. первинки и десятина. В рамках епископского чина выделяются степени и должности – папа, кардиналы всех категорий, архиепископы, епископы, патриархи, митрополиты, примасы. По образу жизни и месту в системе власти они являлись неотъемлемой частью феодальной знати. Регулярное духовенство обычно включает в себя монашество, подразделявшееся по орденам, и каноников.

Laboratores.

В X-XI вв Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное.. завершился процесс сближения правового и социального статуса сельского привилегированного населения.

В итоге, наиболее распространенным статусом стал виллан (свободный сельский житель, но не свободные от повинностей).

Вилланы подразделялись на множество групп. Юридические права, размечающие степени зависимости от сеньора, противопоставляли эти группа сначала мягко, а затем приводили к противопоставлению «свободных» и «рабов».

В XI-XIII вв. сложилась система крестьянских общин – сельских коммун. Хартии определяли права общины (том числе по отношению к сеньорам). В XI в. стало повсеместно распространяться понятие буржуа (горожанин), которое стало применяться к людям, занимающим особое место в социальной иерархии. Сутью жизни буржуазии была разница между покупной ценой и Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. продажной, между отданным в долг капиталом и полученным обратно долгом. Пытаясь избавиться от произвола местного рыцарства, горожане стали добиваться автономии и этим подорвали определенным образом феодальную структуру.

Франция. В условиях консолидации сословий монархии пришлось делить прерогативы (судебные, налоговые, военные) с сословными группами, обладавшими властью на местах. Результатом явилось образование органа сословного представительства – собрания, на котором монарх советовался (Генеральные штаты) с сословиями при решении наиболее важных вопросов. Члены собрания должны были быть выборными.

В Англии имел место Парламент, который сложился в правление Эдуарда I (1272-1307 г.г.). В Парламент приглашались личными королевскими письмами архиепископы, епископы, аббаты крупнейших монастырей и Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. бароны. Свободное крестьянство и городская беднота не были представлены. Возникновение Парламента и оформление сословной монархии отразило успехи политической централизации Англии и, в частности, факт складывания в стране общегосударственных сословных групп – баронов, рыцарства и горожан.


12 Западноевропейская культура XI – XIII вв.: от Оттоновского возрождения к «ренессансу XII в.». (БРЫЛЕВА)

Оттоновское Возрождение:

Особенности:

• Понятие утверждено Х. Науманном (Karolingische und ottonische Renaissance, Francfurt-am-Main, 1927); в рамках концепции «трех возрождений» П. Рише, оттоновское возрождение логически завершает историю раннесредневековой культуры; Название – условно, поскольку Оттоны (в отличие от Карла Великого или Людовика Благочестивого) не вели целенаправленной культурной политики;

• Существовало много слабо связанных между собой культурных центров при доминировании Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. германских земель; в качестве таких центров выступают уже не только монастыри, но и епархиальные центры; наряду с монастырскими школами, широко распространяются соборные;

• Экспериментализм культуры, которая воспринимается как поле для абстрактных опытов (Хротсвита Гандерсгеймская пишет комедии, подражая манере Теренция, в отсутствие сколь-нибудь развитого театра); как следствие – обособленность деятелей культуры, часто не имеющих учеников (или имеющих немногих);

• Наличие очевидных византийских влияний (в частности, через посредство Феофано, жены Оттона II) (книжность, придворная культура и др.).

Особенностикультурного подъема XII – XIII вв.

• Переворот в системе ценностей как следствие социально-политических процессов XI – XIII вв. (рост значения Церкви; возрождение городов и городской жизни; феодализм Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. и др.); результаты: рационализация сознания, изменения в отношении к жизни и телесному, рост личностного начала;

• Новые явления проявляются во всей латинской Европе и в разных сферах культурной жизни – от образования и права до архитектуры (Ч.Г. Хаскинс);

• Постепенное превращение города в основной центр культурной жизни;

• Апогей влияния Церкви – главного хранителя традиции высокой культуры, роль которой существенно возросла в условиях активизации церковной политики;

• Рост культурных обменов (в т.ч. – под влиянием Крестовых походов);

• Активизация роли античного наследия в самых разных сферах

Мировоззрение:

Христианство – идейный стержень культуры и всей духовной жизни Средних Веков. Теология (религиозная философия) становится высшей формой идеологии, предназначенной в Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. первую очередь для образованных людей, для неграмотных же идеология выступала прежде всего в виде культовой религии (более практическое применение).

XI век – время рождения схоластики как широкого интеллектуального движения. В прямом смысле схоластика – «школьная философия», это философия, вырастающая из теологии и неразрывно с ней связанная, но не тождественная ей. Ее сущность – осмысление догматических посылок христианства с рационалистических позиций и с использованием логики. Центральное место в схоластике заняла борьба вокруг проблемы универсалий – общих понятий. В ее интерпретации обозначились 3 основных направления (реализм, номинализм, концептуализм).

XII столетие – век «средневекового гуманизма», «средневековый ренессанс». Эти понятия фиксируют особое значение этого времени в Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. духовной жизни и культуре западноевропейского Средневековья.

· возрастает интерес к античному наследию - Более углубленное изучение древних мыслителей, из арабских рукописей переводятся на латынь Аристотель, трактаты Евклида, Птолемея, Гиппократа, Галена.

· свои позиции упрочивает рационализм - Открытое сопротивление авторитету церкви. Петр Абеляр – выразитель идей рационализации отношений веры и разума, поставил обязательным условием веры понимание. Его противник – Бернард Клервоский, родоначальник философствующего мистицизма.

· возникает европейская светская литература (в ней нашла отражение философствующая мистика Клервоского и других философских школ)

· происходит индивидуализация веры

· зарождается особая культура поднимающихся городов

Школа и образование:

1)Оттоновское возрождение:

• Становление, наряду с монастырскими, целой системы епископских городских школ; принципиальные отличия:

1) открытость (монастырские школы готовили учеников для Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. себя);

2) ориентация на подготовку клириков (а не монахов), хотя допускались и миряне; 3) платность (отсюда – более высокий статус учеников), подготовка учеников к общественной жизни;

Деление школ:

1)монастырские

2)кафедральные (при городских соборах)

3)приходские

• Основа обучения в епископских школах – та же система «семи свободных искусств».

2)XII-XIII века в Европе ознаменовались культурным подъемом. Основной стимул совершенствования образовательной системы – знакомство с различными культурами (византийская, арабская). Кроме того, рост числа горожан, стремившихся к получению образования, привел к востребованности образовательных услуг и возрождению слоя частных учителей-мирян (magistri), которые обучают учеников за деньги; Кафедральные школы в крупнейших городах превратили во всеобщие школы, а позже в университеты. На основе Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. рецепции римского права в конце XII века создается университет в Болнье. К XIII веку количество университетов выросло (Монпелье, Неаполь, Париж, Оксфорд, Саламанка – в этих городах). Университет обладал юридической, административной, финансовой автономией, дарованной папой или государем. Младшим факультетом, обязательным для всех студентов был артистический, затем юридический, медицинский, богословский.

С развитием системы школ и университетов появляется больший спрос на книгу. В раннем Средневековье книга – предмет роскоши, сосредоточеный в церковных библиотеках. С XII века книга становится более дешевой, открывается больше мастерских по переписке книг, в которых работают не монахи, а ремесленники. Появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах.

Литература:

• Тесная Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. связь жанров с богослужением.

• Основные жанры: 1)житие– текст, составленный на основе античной риторической модели «трех возрастов» (детство-зрелость-старость и кончина); 2)проповедь («гомилия») – учительный жанр, цель которого – воспитание слушателя, объяснение ему основ веры; основные типы – «беседа» (объяснение отрывков из Св. Писания стих за стихом) и «слово» (рассуждение на определенную тему с примерами и докзательствами); близок к проповеди жанр комментария; 3)молитва – обращение к Богу или святому; 4)иные жанры – послания, диалоги, драма

В поэзии: 1)тропы – поэтическая или прозаическая вставка в литургический текст; именовались по текстам, для которых писались, своеобразный комментарий; записывались в сборники (тропари); 2)Секвенции – независимые законченные поэтические произведения, гимны, исполнявшиеся двумя хорами; 3)Гимны Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. – поэтические произведения, поются на один и тот же мотив (в отличие от секвенций).

Рыцарская культура в литературе:

Яркой культурной жизни Средневековья была рыцарская культура. Ее создателем явилось военно-аристократическое сословие, зародившееся еще в раннем Средневековье, достигшее расцвета в XI-XIV веках. Рыцарство вначале трактуется как сугубо религиозное движение, но в Средние века приобретает более широкое значение и распространяется на область чисто светских отношений. Верность сеньору – ядро рыцарских норм поведения. Война – его профессия, но постепенно рыцарство начало себя считать поборником справедливости, которая понималась своеобразно и распространялась на узкий круг людей, нося четко выраженный сословно-корпоративный характер.

В конце XI века Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное. в Провансе появляются трубадуры – поэты-рыцари. Одним из первых был герцог Аквитании Гильем IX.

В XII веке поэзия становится повелительницей европейской словесности. Рыцарская литература и поэзия была не только способом выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала. Средневековые хронисты, описывая сражения или подвиги, делали это в соответствии с образцами из рыцарских романов, которые, возникнув в XII веке (в середине) стали центральным явлением светской культуры.


documentaehspgb.html
documentaehswqj.html
documentaehtear.html
documentaehtlkz.html
documentaehtsvh.html
Документ Становление средневековой системы сословного представительства: общее и особенное.